Когда, говоря об очистительных процедурах, перечисляют массу болезней, полученных от загрязненной внутренней и внешней среды, борьба кажется почти безнадежной, ибо после очищения вновь следует загрязнение, которое вновь требует очищения. И что же — так и быть прикованным к этому колесу?
Да, болезни пищеварительного тракта многочисленны и так и норовят подстеречь нас, но жить в постоянном страхе перед ними еще более опасно. Ибо главные причины большинства болезней — все-таки в уме (как говорят простые люди — «от нервов») и лишь проявляются в теле.
Хотелось бы предостеречь от естественного желания «очиститься совершенно». К чему это может привести, ясно показывает пример фанатика очищения. Быть стерильно чистым в кишащем бактериями мире — смертельно.
Ведь, как ни странно, тот же кал не только вредные отходы организма, но и в какой-то мере необходимость для его естественного существования. Кал необходим для тонуса прямой кишки, как защита от дисбактериоза и от изъязвления желудочно-кишечного тракта собственными пищеварительными соками (это особенно касается пожилых).
Налет нечистот на стенках пищевода, желудка, кишок является средой для обитания бактерий, которые могут играть важную роль в поддержании иммунитета. К тому же некоторые вещества поступают в кровь не сразу из перевариваемой пищи, а постепенно, из кала. Конечно, минимального количества каловых отложений без вреда для здоровья достичь можно, однако не коротким лихим наскоком.
Главнейшее терапевтическое достоинство шаткарм — они действительно лечат человека, а не устраняют симптомы его болезней. Но их эффективность медициной в должной мере еще не оценена, скорее, оценивается отрицательно или замалчивается из-за эгоистических и экономических корпоративных интересов ее служителей. Даже в работах по йогатерапии они описываются не очень подробно. Одну из причин можно угадать: больной зачастую прибегает к помощи йоги как к высокодуховному, таинственному и чудодейственному средству, однако ему предлагают заняться не вычурными асанами и не медитацией, а своим желудочно-кишечным трактом!
Шаткармы усиливают иммунную систему организма, и сопротивляемость болезням возрастает многократно. Важная польза очистительных упражнений — убыстрение обменных процессов в теле. На языке древнеиндийской физиологии это может называться устранением помех течению праны в теле, усилением огня вайшванары («присущего всем людям»), то есть пищеварительного огня. При этом сжигаются многие токсины.
Выборочные исследования панчакармы (аюрведической разно¬видности очистительных процедур), проведенные в США, показали: после регулярного их выполнения в течение года десять испытуемых стали на 6 лет моложе своего биологического возраста (определялось по целому ряду параметров состояние сердца, уровень холестерина, давление и пр.). Можно предположить, что регулярное очищение с помощью шаткарм ведет к еще лучшим результатам, ибо производится более сознательно и с большим управлением тела.
Для гипертоников (это заболевание сейчас одно из распространенных в мире) многие из очистительных процедур противопоказаны. А ведь они нуждаются в очищении не меньше, даже в сущности больше, чем другие категории больных, особенно если гипертония связана с избыточным весом. Успешное очищение могло бы избавить их от этой тяжелой болезни. Но выполнение процедур может привести к опасному повышению давления, спровоцировать гипертонический криз. Так как же прийти к результату, минуя опасные подходы? — Прежде всего с помощью правильного сочетания умело подобранных упражнений и очищений.
Начинать нужно с упражнений, снижающих давление: павана муктасана, нади шодхана, шавасана и т. п., потом осваивать мула шодхану, нети, потом очень осторожно переходить к вамана дхаути и т. д.
Руководство квалифицированного учителя здесь весьма необходимо.
Велики также возможности шаткарм в снятии алкогольной, наркотической или медикаментозной интоксикации и лечении некоторых инфекционных болезней.
Там, где общеприняты правила гигиены, есть водопровод, канализация, естественней и проще соблюдать наружное очищение. Отсюда легко сделать шаг к осознанию необходимости внутреннего очищения.
О терапевтических следствиях очистительных процедур достаточно много говорилось. Хотелось бы немного остановиться на психологических следствиях шаткарм и их влиянии на практику йоги.
Трудно, конечно, отделить чисто психологические следствия очищения от физиологических, как трудно, если не невозможно, отделить тело от сознания или, точнее, разделить целое, называемое «человек», на тело и сознание. Всегда можно сказать: «В здоровом теле — здоровый дух». Но если бы это было только так, тогда бы не обладали способностью переносить тяжелейшие внешние условия и испытания люди, внешне не похожие на Шварценнегера, но обладающие силой веры, твердостью убеждений и только потому — здоровьем, необходимым для достижения высокой цели.
Нынешнее западное научное мировоззрение, несмотря на то что считает психику результатом эволюции материи (обыденно понимаемой как нечто вещественное, телесное), странно недооценивает взаимосвязь и взаимозависимость сознания и тела. Хотя явно заметно, что число болезней, относимых к психосоматическим, все более увеличивается, а поиск их причин ведется во все более глубоких областях сознания. Но что-то не видно, например, исследований о влиянии избыточного веса на способность сосредоточения, длительность волевого усилия и т. п., а почти все внимание направлено на выработку норм полноценного питания, развитие диетологии, лечебную физкультуру.
В США сейчас признают основной причиной смертности депрессию, из-за которой бывает запущено громадное количество разнообразных болезней. Она возникает от напряженного образа жизни в постоянной конкурентной борьбе, конфликтов на работе и дома, от необходимости играть ту или иную (но не свою) роль в обществе, от завышенных желаний и недовольства собой, если они не достигаются… Усталость, физическая или эмоциональная, накапливается, пока не приводит к сбою с явными признаками отравления.
Современная медицина подтверждает наблюдения индийского учения о здоровье (аюрведы), что затруднения в опорожнении полостей тела вызывают чувства беспокойства и тревожности. Усиленное же удаление отходов ведет к уменьшению этих отрицательных эмоций. Бихарская школа йоги особо отмечает, что очистительные приемы способствуют избавлению от стрессов.
Среди целого ряда расстройств и болезней, удаляемых шаткармами, часто повторяется слово плиха, примерно соответствующее английскому сплину или русской хандре.
Человека с излишней возбудимостью разумный подбор правильно выполняемых шаткарм делает более спокойным, а вялого — более живым и деятельным.
«Хатха йога прадипика» особо рекомендует очистительные процедуры тучным и флегматичным людям.
Существует еще одна возможность объяснения благоприятного воздействия очистительных приемов тела на сознание выполняющего их.
Если следовать трансперсональной психологии С. Грофа, значительная часть напряжений, неврозов, психозов лежит в подавленных воспоминаниях соприкосновения новорожденного с биологическими нечистотами — своими и материнскими — во время родов. Для матери процесс вынашивания связан с токсикозами и сопутствующими тошнотами и расстройствами кишечника. Также боль при родах сопровождается непроизвольными отходами газов, моче-испусканием и испражнением, и их связь запечатлевается в подсознании.
Детские воспоминания о строгом приучении к туалету, о желудочно-кишечных заболеваниях (диспепсия, дизентерия и пр.), болезненные и страшные для ребенка клизмы также оказывают травмирующее влияние на психику человека.
Глубокое переплетение и самоотождествление с биологическими нечистотами служит также основанием для низкой самооценки и отвращения к себе.
Поэтому сознательное удаление отходов ведет к осознанию отличия человека от них и удалению травмирующих впечатлений…
Многие болезни, неясные по происхождению и не поддающиеся медицинскому лечению (например, различные аллергии, псориаз и др.), врачи объявляют наследственными, тем самым оправдываясь в безуспешности лечебных мероприятий. Но осознанное выполнение очистительных приемов может помочь и здесь.
Тело человека следует рассматривать как совокупность множества малых сознаний-клеток. Если они подвергаются порче в результате внешних воздействий или самоотравления, это отражается на более высоких уровнях сознания.
Или так: какая-то часть сознания непрестанно, хотя и для многих неосознанно, следит за тем беспорядком, расстройствами, привычной и потому не замечаемой хронической болью в теле, и это не дает ему возможности подняться до осознания высшей своей природы, «непреходящей, непревосходимой» (Бхагавадгита, 7.24).
Наряду с увеличением сопротивляемости тела различным болезням, шаткармы ведут также к повышению телесной и эмоциональной устойчивости неблагоприятным внешним условиям: погодным, климатическим, экологическим (да и общественно- политическим).
Огромная доля причин таких общественных зол, как курение, пьянство, наркомания, гомосексуализм и т. п., кроется в стремлении подавить эти тревожные импульсы, идущие от внутренних органов, и «забыться». Удаление очагов токсинов и ядов в теле снижает возможности возникновения этих пороков и повышает возможности отказаться от них.
После основательного очищения тела становятся отвратительными курение, алкоголь и некоторые вредные или не полезные виды пищи. И это будет шажком к завоеванию независимости от вредных привычек и от привязанности ума к ним.
От точки зрения во многом зависит и постановка, и достижение цели. В индоарийской традиции эта цель — Освобождение, которому и служит очищение. «Если есть шуддхи (Чистота), мукти (Освобождение) достижимо и невозможно до него» (Шри Ауробиндо, «Йогическая садхана»),«Только практика подвижничества способна устранить нечистоту, обусловленную загрязняющими препятствиями», с удалением которых «возникают телесные совершенства» а также совершенства органов чувств» (объяснение Вьясы на Йога сутру, 2.43).
Сутру 2.40: «От чистоты — отвращение к собственному телу и нежелание соединения с другими (телами)» Вьяса объясняет так: «Наблюдая истинную природу телесности и желая освободиться даже от собственного тела, ибо видящий, что оно остается нечистым и после очищения землей, водой и прочими (средствами), — может ли йогин стремиться к соединению с другими телами также в высшей степени нечистыми?»
Эти выдержки приводятся не для того, чтобы, полный гадливости к собственному телу, читатель, за версту шарахаясь от других воплощенных, бросился к Освобождению, но чтобы ясно представлял, в границах каких целей он будет выполнять очищение, какое психологическое состояние может возникнуть при этом.
Но и обычный человек, производящий очищение ради счастья в этом мире, идет к избавлению от хворей и горестей, связанных с нездоровым телом, к свободе сознательного управления им и более отвлеченной мысли — ибо ум не отвлекается уже на телесные страдания.
Шаткармы, помимо прочего, являются начальным способом йоги для осознания тела: его внутренних органов, связей и взаимодействий их внутри организма. Так, соленая вода, используемая в шаткармах, делает более чувствительными нервы носоглотки, пищевода или желудочно-кишечного тракта, а это ведет к осознанию их и управлению ими. По мере роста осознания можно делать ту же шанкха пракшалану, используя лишь наули, или одну из перевернутых поз, или просто сидя в позе лотоса, достигая нужного результата без двигательных упражнений.
В дальнейшем очищение ведет к тому, что становится ненужным внешнее очищение, и главной задачей становится очищение ума, то есть внутреннее очищение.
После выполнения очистительных процедур, особенно таких как сутра нети, капалабхати, вамана дхаути, шанкха пракшалана, человек может заметить некое изменение восприятия: краски мира кажутся ярче, звуки — звонче, запахи — острее, люди — добрее… Мир предстает каким-то омытым, новым, как выписавшемуся из больницы после тяжелой и затяжной болезни.И тогда, может быть, приниженный обыденными хлопотами и зависимостью от «рационального» мышления человек не будет решительно отметать такие указания йогических текстов, что совершением шаткарм он обретает дивное зрение, дивное слышание, обоняет дивные запахи и т. п.
Очищение тела от ядов ведет к лучшему кровоснабжению мозга, благодаря чему его работоспособность и восприимчивость увеличиваются. Впечатления становятся более острыми и яркими, ассоциации — более быстрыми и точными, эмоциональная и умственная тупость и безразличие сменяются живым интересом к поискам истины и проявлениям жизни.
Аюрведическая «медицина» считает, что, например, кунджала крийя приносит умственное спокойствие. А выполнением тратаки «лень преодолевается» (Хатха йога прадипика, 2,32). Действительно, после тратаки замечается увеличение работоспособности, живость мысли.
Шаткармы существенно увеличивают гибкость. Иногда могут произойти неожиданные вещи, скажем, прочистили нос или анус, а усилилась способность сгибания позвоночника. Это явления того же порядка, как глазосердечный рефлекс и др., то есть возбуждение нервов какой-либо части тела вызывает реакцию другой, иногда достаточно отдаленной.
После сутры и джала нети дыхательные упражнения становятся легче и длительность задержки дыхания сразу может вырасти на треть.
Удаление же из организма излишнего жира и отходов делает всю систему более чувствительной, а это способствует быстрейшему и менее трудоемкому освоению асан и других приемов осознания тела.
Приемы шаткарм тантрические школы считают способствующими осознанию энергетических токов (нади) и «круговоротов» (чакр). Так, нети способствует осознанию муладхары и аджня чакры, осознание манипура чакры усиливают агнисара крийа, наули, кунджала крийа, а последняя — еще и вишуддхи чакры. И прочая, и прочая.., что можно подтвердить только упражнениями и осознанием.
Комментарии
Отправить комментарий