Многие считают, что начать преподавать — это логичное продолжение личной практики длинной в несколько лет. «Мне нравится йоги, я достиг(ла) в ней успехов, хочу передавать знания». С одной стороны, это хорошая мотивация, а с другой — плохая (говорю на личном опыте 17 лет практики и 9 лет преподавания). Почему же плохая? Потому что придётся подстраиваться под преподавание. И не всегда это комфортно. Чтобы не испытать шок и не свернуть с намеченного пути — либо «свернуть» как раз туда, куда надо — ниже что-то вроде «шпаргалки» для тех, кто хочет стать «йога-преподом» / преподавательницей йоги.
В конце статьи почитайте, почему так важно не быть любителем, преподавая йогу.
Что НЕ нужно для того, чтобы начать преподавать йогу
- Какая-либо инициация или благословение от «Гуру»
- Знание тайных практик и мантр
- Умение контролировать людей и подчинять своей воле, знание магических приёмов (которые по факту есть в йоге которые некоторые преподаватели используют)
- Не нужно быть врачом или профессоинальным спортсменом (как и, например, балериной или гимнастом)
- Не нужно много денег и деловая жилка — ведь открывать свой йога-центр совсем необязательно
- Для большинства стилей, не нужно быть «духовной личностью» или «Пробуждённым»
- Не нужно иметь ИДЕАЛЬНОЕ здоровье — ведь и ваши ученики не будут им обладать
- Не обязательно иметь самый дорогой коврик для йоги и самую модную американскую одежду для неё — достаточно базового комплекта. Многие йога-центры с радостью предоставят преподавателю (и учащимся) коврик.
- Не обязательно обладать личным транспортом — на ваши 2-3 урока в день вы, в принципе, доедете и на метро.
Что НУЖНО для начала преподавания йоги
Психика
Быть психологически стабильной личностью — чужое мнение (о вашей практике и о вас лично не должно вас задевать — будь оно восторженное или неодобрительное)
«Физика»
Иметь умеренно хорошее здоровье и личную энергию для интенсивного преподавания (иметь силы проводить 1-4 урока в день)
Теория
Обладать базовыми знания о теории и практике йоги — чтобы отвечать на стандартные вопросы и направлять людей туда, куда надо. Проштудируйте «Йога-сутры», «Хатра-йога Прадипику», «Шива-Сутры» и хотя бы кратко историю йоги — для начала хватит. Наработать ядро практик, которые вы и будете преподавать. Делиться надо только тем, что сам(а) хорошо знаешь. Новые для вас практики надо сначала «обкатать»: прежде, чем давать другим людям практику, сделайте её сами хотя бы 100 раз. Или 108 раз, если вам это число больше по нраву.
Практика. Много практики!
Для преподавания вам необходимо – очень необходимо! – много преподавательской практики. Нельзя просто выйти и начать преподавать, даже если вы натренировали психику, накачали «физику» и пролистали сотни страниц непонятных книг.
Насколько нам известно, на сегодняшний день только в Гималайской Академии Йоги (Индия) на курсах подготовки инструкторов проводят настоящий преподавательский практикум, где раунд за раундом будущие инструкторы отрабатывают навыки, необходимые для преподавания йоги. И отрабатывают не только асаны и пранаямы, а и:
- Анализ аудитории, индивидуальные и групповые факторы
- Чтение тела в статике и динамике
- Поведение на публике
- Коммуникации и инструктирование, общение с аудиторией
- Невербальный инструктаж
- Отстройку, правки и модификации, принципы построения асаны (укоренение, вытяжение, сцепление, сопротивление гравитации, точки фиксации, создание восходящего «потока» ощущений и пр.)
- Следование принципам травмобезопасности и их интеграция в инструктаж
- Построение последовательности занятия
- Цели йоги, долгосрочное планирование преподавания согласно целей практики и факторов группы
- Техническая интеграция целей йоги в занятие(Культивация осознанности в занятии по йоге; развитие тонкого чувствования; трансценденция опыта)
- …и много чего другого! Всё сразу и не перечислить!
И это всё – поверх технических навыков в области асаны, пранаямы, концентрации и созерцания, расслабления и восстановления, техник сублимации и прочего.
Знать техники, быть непоколебимым и физически здоровым – далеко не всё, что нужно для старта преподавания. Гималайской Академии Йоги в этом нет равных. Найдите время и силы и пройдите преподавательский практикум именно в этой школе. Сэкономите годы личных проб и ошибок «на кошках» с родными и близкими.
Как не «перегореть», начав преподавая йогу
Внимательно прислушивайтесь к собственному здоровью. В случае появления тревожных симптомов в суставах, позвоночнике, или общем упадке сил — договаривайтесь со своими работодателями и снижайте интенсивность преподавания. Например, не берите 3-4 урока в день, оставьте 1-2. Делайте «выходные». Оставьте время на личную практику, восстановление сил, и на повышение квалификации без отрыва от работы.
Если вы преподаёте — все асаны делайте аккуратно, не допускайте травм. Не стремитесь показывать максимальную форму каждой асаны! Не рискуйте работой и здоровьем, демонстрируя сложные позы, которые вы пока знаете не «на пять». Травма выбивает преподавателя на 2-3 месяца, если не больше — из работы и своих занятий.
Оставляйте в графике дня хотя бы час-два на отдых, пребывание на природе, и в тишине. Идеально — серьезно займитесь медитацией. Это поможет восстанавливаться от тесного общения с (очень разными!) людьми и езды по городу в часы пик. Ваши нервы должны быть в хорошем «рабочем» состоянии, иначе преподаватель йоги из вас никудышний.
Не стремитесь сразу становиться «Гуру», персональным коучем людей, которые наладили с вами психологический контакт. Вы можете давать индивидуальные занятия, но не стремитесь «дружить» даже со своими лучшими учениками. Держите дистанцию и никогда не позволяйте отношениям с учащимися становиться личными и тем более интимными. Есть люди, которые ищут наставника (а то и родителя!) и готовы на всё, чтобы заполучить коуча. Став преподавателем йоги, вы берете на себя ответственность за то, чтобы не входить в далеко идущие отношения с учениками, которые потом могут негативно повлиять на всех участников отношений. Это «само собой разумеющееся» правило очень часто нарушают западные преподаватели и мы недавно наблюдали целую череду связанных с этим скандалов.
Изучите правовые нормы, регулирующие преподавание йоги (их почти нет). узнайте, какие последствия имеет получение травмы человеком на вашем занятии, обсудите это с вашими работодателями. Если вы не врач, НИКОГДА и ни под каким предлогом не пытайтесь заниматься йогатерапией каких-либо заболеваний.
Дополнительно
Не допускайте, чтобы ваша личная практика зачахла из-за интенсивности преподавания. Не берите больше часов занятий, чем вы можете потянуть, сохранив 1-2 часа личной практики в день. Иначе вы не преподаватель йоги, а винтик в машине йога-индустрии — и в долгосрочной перспективе, не сможете дать своим ученикам глубоких знаний.
Раз-два в год ездите на «повышение квалификации» — к продвинутому учителю йоги, за границу или на ретрит. Обязательно поедьте и пройдите курс в Гималайской Академии Йоги (Ришикеш, Индия). Можно взять краткий курс по биомеханике/кинезиологии или практикум по структурной постановке, или курс по продвинутой йога-нидре с учеником автора техники, или рефреш-курс для практикующих преподавателей… Выбирайте! Узнавайте новые техники йоги. Изучайте авторитетную йогическую литературу.
Поддерживайте своё здоровье в максимально хорошем состоянии. Если позволяют средства, регулярно получайте массаж, сеансы хиропрактики или мануальной, висцеральной терапии. Делайте аюрведические процедуры.
Вы не обязаны становиться вегетарианцем, но обязательно питайтесь полноценно — так, чтобы ваше тело было в отличной физической форме. Регулярно сдавайте полный (развёрнутый) анализ крови, чтобы контролировать показатели. Если сами не обладаете глубокими знаниями по диетологии, получите консультацию у специалиста (врача). Никогда не пользуйтесь материалами по питанию или чисткам организма, выцепленными с просторов интернета: они, мягко говоря, не надёжны!
Так как вы работаете с людьми, постарайтесь иногда (1-2 раза в год, хотя бы) получать консультацию психолога или коуча. Обращайтесь к своим учителям из-за границы. Так вы снимете психологические конфликты (а они на работе будут иногда) и будете «держать руку на пульсе» своего личностного роста.
Если вы хотите построить свой йога-бизнес, или сделать преподавание йоги основным источником дохода, имеет смысл получить удалённое бизнес-образование или хотя бы ряд консультаций у специалиста по бизнесу. Йога-бизнес мало чем отличается в любого другого и вполне логичен. Если не хотите ближайшие 5 лет рабоать «за донейшен» или «сколько надо и как придётся», не пренебрегайте такими инструментами, как бизнес-план и ведение личной бухгалтерии (контроль доходов-расходов). В той же Гималайской Академии Йоги ведут тличный курс по маркетингу в йоге с подробными кейсами, домашними заданиями и вашим собственным живым проектом в виде курсовой работы.
Почему важно быть «учёным» преподавателем йоги
В 2017 году на планете Земля сертификат инструктора йоги получит 500 000 человек. Пол-миллиона, Карл! За исключением нескольких школ (включая вышеупомянутую школу из Гималаев), именующие себя школами организации просто продают сертификаты, которые ничего не значат.
Новоиспечённые «преподы» от йоги начинают преподавать по принципу «Я – художник, я так вижу» и «…в Интернете пишут, что…». Так, считанные единицы йога-инструкторов разбираются даже в биомеханике, не говоря уже о философии и педагогике. В итоге нам говорят, что в Баддха Конасане размахивать коленями – это полезно, что раскрытие анахата-чакры приводит к беременности, что есть фигуры пальцами для улучшения пищеварения и что стоять на голове полезно. А ещё изобретают «йогу для лица». Йога для лица, Карл!
Комментарии
Отправить комментарий